Персональный сайт учителя-логопеда Селиверстовой Юлии Андреевны

счетчик посетителей сайта

Страничка ответов

Здесь Вы найдете ответы на самые распространенные вопросы:

1. Что такое ОНР?

2. Сколько времени в день рекомендуется уделять домашним занятиям?

3. Как подготовить ребенка к занятиям дома?

4. Почему нельзя ставить ребенку несколько звуков одновременно, так же быстрее?

5. Постановка звука - это длительный процесс?

6. Почему у кого-то звук появляется быстрее? Мой ребенок, что хуже?

7. Что такое автоматизация звука?

8. Каков смысл автоматизации звука?

9. Что такое дифференциация звуков?

10. Что такое речевое дыхание и чем оно отличается от обычного (физиологического)?

11. Почему необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка?

12. Что такое фонематический слух?

13. Ребенок не желает заниматься дома (с мамой, бабушкой, сестрой и т.п.), а со специалистом занимается хорошо. Что делать?

14. Обязательно заниматься с ребенком в летний период или подождать начала учебных занятий?

15. Можно ли мотивировать ребенка компьютером, телефоном, телевизором и другими современными гаджетами?

1. Что такое ОНР?

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные расстройства речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой, так и смысловой ее стороны (при сохранном слухе и интеллекте).

Назад к списку вопросов


2. Сколько времени в день рекомендуется уделять домашним занятиям?

Рекомендуемое количество занятий с ребенком дома не менее двух, и не менее 10-15 мин каждое. Осуществлять учебную деятельность можно как в первой, так и во второй половине дня, главное - в спокойной обстановке. Желательно, чтобы ребенок выспался, отдохнул; не стоит приступать к занятиям после активной деятельности (подвижных игр, прогулки).

Назад к списку вопросов


3. Как подготовить ребенка к занятиям дома?

Важно понимать, что обучение в какой бы форме оно не выступало, требует определенных умственных и физических затрат. Чтобы сгладить ребенку стресс от занятий, необходимо соблюсти несколько простых правил:

1. Выделите ребенку место для занятий, где он сможет сам разложить все необходимое: тетрадки, карандаши, фломастеры и т.п.

2. Составьте график занятий и следуйте ему, приучайте ребенка к дисциплине уже сейчас.

3. Объясните ребенку необходимость занятий (что он взрослый,станет красиво говорить, станет еще лучше, будет учиться в школе на "отлично"). Главное - сформировать у него понимание того, что занятия нужно не только Вам, родителям, а нужны ему, что он старается для себя.

4. Отведите в зоне занятий специальное место для "поощрений", это может быть красивая коробочка с наклейками, мелкими игрушками, раскрасками и т.п. , которые ребенок будет получать по окончанию занятия. Или например, отдавайте по кусочку пазла, пока ребенок не соберет картинку. Это может быть что угодно, с учетом того, что нравится Вашему ребенку больше всего.

Назад к списку вопросов


4. Почему нельзя ставить ребенку несколько звуков одновременно, так же быстрее?

Процесс образования звуков - это сложный процесс. Ребенку необходимо овладеть правильным укладом, контролировать воздушную струю и многое другое. Звуки нашей речи имеют различные способы образования - смычные, щелевые, дрожащие и др. Одни группы звуков схожи по своему способу, а другие -нет. Для одних положена одна воздушная струя, а для други - иная. При смешанной постановке звуков у ребенка возникнет путаница, работа будет неэффективной. Тем более, каждый ребенок - это индивидуальный и порою уникальный случай. Работа всегда будет зависеть от его особенностей, и, если будет возможность, то логопед будет проводить параллельную работу с несколькими звуками, например, из разных групп (звука [с ] и звука [л]). Главное - не торопиться! Исправление звукопроизношения - это ювелирная работа не только дял специалиста, но и для ребенка - тонкая, хрупкая и без должной работы очень неустойчивая.

Назад к списку вопросов


5. Постановка звука - это длительный процесс?

Этот вопрос интересует каждого родителя, который обращается за помощью к логопеду! Для каждого ребенка постановка звука - это индивидуальный вопрос. Да, звуки делятся на определенные группы по сложности овладения ими, но случаи на практике показывают, что порою самые сложные у кого-то "появляются" быстро, а у кого-то самые простые - долго. Необходима индивидуальная консультация.

Назад к списку вопросов


6. Почему у кого-то звук появляется быстрее? Мой ребенок, что хуже?

Ваш ребенок ни в коем случае не хуже других! Обучение – это процесс, который носит индивидуальную направленность. Абсолютно одинаковых детей не существует. То же самое и с постановкой звука. Скорость и эффективность постановки зависит от анатомо-физиологических особенностей артикуляционного аппарата (от строения его органов и их подвижности); от особенностей ВПФ (внимательности, памяти и т.п.), от особенностей НС (гиперактивность, пассивность) и от особенностей эмоциональной-волевой и двигательной сфер (робкость, зажатость, открытость, контактность, утомляемость, самоконтроль и др.). Из данных факторов и складывается скорость овладения определенным звуком.

Назад к списку вопросов


7. Что такое автоматизация звука?

Автоматизация звука - это закрепление правильной артикуляции звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах и связной речи.

Назад к списку вопросов


8. Каков смысл автоматизации звука?

Свершилось! Ребенок возвращается с занятия и гордо демонстрирует родителям, как он теперь умеет произносить звук. Казалось бы, вот – дело сделано. Но нет: логопед все равно задает бесконечное множество заданий: повторяй-читай-учи в слогах, словах, предложениях, текстах и т.п. Многие родители недоумевают, зачем все это нужно и не уделяют данному процессу должного внимания. А зря. Закрепление – важнейший этап обучения. Какой смысл, например, в велосипеде без колес? Мозгу ребенка нужно время, чтобы «выучить» цепочку сигналов, идущих к органам артикуляции. А как помочь ему ее «выучить» - постоянно напоминать. Только тогда цепочка закрепится, и ребенок сможет «автоматически» правильно произносить звук. Легко, просто, не задумываясь!

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


9. Что такое дифференциация звуков?

Дифференциация - это различение, т.е. умение ребенка отличать одни звуки речи от других на слух. Зачем нужна дифференциация звуков? Многие родители обращают внимание, что как только у ребенка появился в речи поставленный звук, например, звук [ш], то часто происходит путаница по типу "шуска", "шмесной", "шелештят" и т.п. Как же так? Ребенок же верно произносит звук [с]. Но дело в том, что по своей артикуляции звуки [с] и [ш] различны и требуют от ребенка сосредоточения, ему сложно быстро переключаться с одной позиции на другую, при этом еще и внимательно слушать. Поэтому происходит путаница - не успевает смениться позиция, ребенок не успевает "считать" звуки на слух. Путаницы могут возникать при произнесении как пар слогов или слов (са-ша, миска-мишка), а также и цепочек; а особенно в словах, где два трудно различимых звука встречаются в одном слове вместе (смышленый, душистый); тоже самое происходит в словосочетаниях и в предложениях, в текстах, свободной речи. Именно поэтому необходимо упражнять ребенка в различении звуков, выполняя задания учителя-логопеда ежедневно.

Назад к списку вопросов


10. Что такое речевое дыхание и чем оно отличается от обычного (физиологического)?

Речевое дыхание - это дыхание в процессе речи. В отличие от физиологического дыхания, котрое мы не контролируем, его можно корригировать, если возникает в том необходимость. У детей с нарушениями речи речевое дыхание имеет свои особенности: короткий недифференцированный выдох, добор воздуха в процессе говорения, осуществления вдоха через рот, слабая воздушная струя, носовой выдох, сопутствующие движения и много другое. Все это осложняет ребенку речевой процесс. Необходимо формировать сильную целенаправленую воздушную струю, правильный вдох - энергичный, бесшумный; учить контролировать речевое дыхание. Все это поможет ребенку в овладении правильным звукопроизношением.

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


11. Почему необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка?

Зачастую многим родителям непонятно - зачем уделять столько внимания и времени пальцам ребенка? Может лучше потратить его на что-нибудь еще? Казылось бы, что такого - поразмять пальчики, порисовать на крупах, обвести рисунок, собрать бусы - ничего сверхъестественного. Но дело в том, что развитие мелких движений пальцев руки очень тесно связано с развитием речи ребенка - это определяется близостью зон - центров речи и движения в головном мозге: стимулируя зону движения, мы тем самым активно развиваем и зону речи. Еще с младенческого возраста рекомендуется проводить малышу пальчиковую гимнастику и массажик, сопровождая движения речью: потешками, сказочками, короткими стихотворениями и др. При работе с детьми с нарушениями речи необходимость в развитии мелкой моторики возрастает в разы. Это связано не только с эффективностью коррекции звукопроизношения, но и с тем, что у детей с дефектами речи мелкая моторика сама по себе развита очень плохо - а они, на минуточку, будущие школьники! Именно поэтому уделять внимание развитию пальцев рук просто необходимо, ежедневно!

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


12. Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - умение распознавать и различать звуки речи. Если фонематический слух не сформирован или сформирован недостаточно, то у ребенка возникает ряд проблем: он путает звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по другим акустическим признакам, при дальнейшем обучении грамоте - путает звуки и буквы, не овладевает полностью звуковым аналзом и синтезом, с трудом учится читать и т.п. Фонематический слух необходимо развивать, работа ведется наряду с коррекцией звукопроизношения. В настоящее время существует большое количество игр для развития фонематического слуха и начинать работу над его формированием следует еще с младенческого возраста.

Назад к списку вопросов


13. Ребенок не желает заниматься дома (с мамой, бабушкой, сестрой и т.п.), а со специалистом занимается хорошо. Что делать?

Во-первых, необходимо разобраться в причинах отказа ребенка от занятий дома. Возможно, Вы выбираете не очень удачное время для выполнения упражнений: ребенок устал, пришел с кружка, не выспался, заболевает, не в настроении, позднее время и т.п. Естественно, он будет отказывается от нагрузки, поскольку логопедические упражнения очень энергозатратны. Если же данные причины отсутствуют, то скорее всего дело в самом преподнесении занятий - "сядь и повторяй", "делай", "раскрашивай-рисуй-обводи-смотри" и т.п. Логопедическое занятие не должно длиться вечность для ребенка, не должно быть серым и мучительным. При таком раскладе даже самый усидчивый и внимательный ребенок вскоре заскучает. Ваш ребенок - дошкольник, не забывайте об этом. Не важно, сколько ему - 3 года или уже 7 лет  - дети любят играть, это их ведущий тип деятельности. Сидеть за партами и слушать учителя они будут в школе. Так почему же им дома, в родных стенах нужно сидеть? А как же любимые игрушки? Даже самые "непедагогичные" игрушки типа роботов, лошадок, фишек и т.п. могут оказаться отличным подспорьем на занятиях. Играйте! Предложите обучить любимую игрушку правильному звуку, собирайте детали лего и потворяйти звуки-слоги-слова, играйте с песком, крупами, бусами - чем угодно. Используйте мячи, воздушные шары, прыгалки, машинки - двигайтесь по комнате, по квартире в поисках предметов на закрепляемый звук, развесьте картинки; клейте, рисуйте, лепите. Даже артикуляционную гимнастику можно выполнять с переносным зеркальцем и контролировать положение органов артикуляции при произнесении звуков. Делайте все, на что способна Вааша фантазия, не ленитесь! Вскоре Вы сами будете удивлены, как просто и интересно проходят Ваши занятия, речь ребенка приходит в норму.

А во-вторых, обязательно мотивируйте ребенка и хвалите его! Ваши дети зачастую стараются именно для Вас, не для себя и педагогов.

Назад к списку вопросов


14. Обязательно заниматься с ребенком в летний период или подождать начала учебных занятий?

Занятия ни в коем случаем прерывать не стоит. Конечно,у детей в летний период снижена учебная мотивация, они расслаблены, немножко ленивы, но тем не менее заниматься необходимо. Данный вопрос все также относится к процессу автоматизации (закрепления звука в речи), а также развития речевого аппарата. Если упражнения даются ребенку очень тяжело, можете снизить их дозировку, изменить временной период между занятиями, больше преподносить их в игровой форме, придумать новые способы поощрения, но не прекращайте упражняться! Для правильной речи дорога каждая минутка.

Назад к списку вопросов


15. Можно ли мотивировать ребенка компьютером, телефоном, телевизором и другими современными гаджетами?

Можно все, но с умом. Если не остается больше никаких мотиваторов, кроме как телефоны и компьютеры, то в настоящее время можно найти компромисс. В современном мире практически нереально ограничить ребенка от различных технологий, все находится на виду, у каждого члена семьи по несколько телефонов, компьютеры, ноутбуки и т.п. Зато вполне можно приспособиться к сложившимся условиям жизни. Самое главное - это Ваше умение договориться с ребенком, даже где-то обхитрить его. Мотивация не должна звучать так: "Сейчас ты занимаешься по тетради, повторяешь слова, а я тебе дам поиграть в телефон, компьютер и т.п." Гораздно эффективнее будет предложить ребенку альтернативу (сейчас их много на просторах интернета) - например, "Я недавно нашел в интернете интересные игры, они даже помогут тебе правильно произносить звуки, представляешь? Давай договоримся, что в конце занятия тебя будут ждать сюрпризы в виде игр?" "Сейчас ты пока не умеешь правильно произносить звук ...Давай-ка запишем твой голос, а когда ты научишься его произносить - послушаем. Интересно, что будет?" "Я знаю, что ты любишь собирать пазлы и нашел такую игру на компьютере, представляешь? А еще там твой любимый герой - Фиксик! Давай после занятия поиграем вместе. И если ты всегда будешь так стараться, то игры в конце занятия станут нашей с тобой маленькой традицией?" Вариантов много, необходимо найти индивидуальный подход именно к своему ребенку, знать "рычажки".

Рекомендуемые порталы интерактивных игр: портал развивающих игр Мерсибо, портал "Играемся", детский портал "Солнышко", Логозавр.

Назад к списку вопросов


 

 

 

 

 

 

 

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015