счетчик посетителей сайта

Страничка ответов

Здесь Вы найдете ответы на самые распространенные вопросы:

1. Что такое ОНР?

2. Сколько времени в день рекомендуется уделять домашним занятиям?

3. Как подготовить ребенка к занятиям дома?

4. Почему нельзя ставить ребенку несколько звуков одновременно, так же быстрее?

5. Постановка звука - это длительный процесс?

6. Почему у кого-то звук появляется быстрее? Мой ребенок, что хуже?

7. Что такое автоматизация звука?

8. Каков смысл автоматизации звука?

9. Что такое дифференциация звуков?

10. Что такое речевое дыхание и чем оно отличается от обычного (физиологического)?

11. Почему необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка?

12. Что такое фонематический слух?

13. Ребенок не желает заниматься дома (с мамой, бабушкой, сестрой и т.п.), а со специалистом занимается хорошо. Что делать?

14. Обязательно заниматься с ребенком в летний период или подождать начала учебных занятий?

15. Можно ли мотивировать ребенка компьютером, телефоном, телевизором и другими современными гаджетами?

16. Через сколько занятий появится звук?

1. Что такое ОНР?

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные расстройства речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой, так и смысловой ее стороны (при сохранном слухе и интеллекте).

Назад к списку вопросов


2. Сколько времени в день рекомендуется уделять домашним занятиям?

Рекомендуемое количество занятий с ребенком дома не менее двух, и не менее 10-15 мин каждое. Осуществлять учебную деятельность можно как в первой, так и во второй половине дня, главное - в спокойной обстановке. Желательно, чтобы ребенок выспался, отдохнул; не стоит приступать к занятиям после активной деятельности (подвижных игр, прогулки).

Назад к списку вопросов


3. Как подготовить ребенка к занятиям дома?

Важно понимать, что обучение в какой бы форме оно не выступало, требует определенных умственных и физических затрат. Чтобы сгладить ребенку стресс от занятий, необходимо соблюсти несколько простых правил:

1. Выделите ребенку место для занятий, где он сможет сам разложить все необходимое: тетрадки, карандаши, фломастеры и т.п.

2. Составьте график занятий и следуйте ему, приучайте ребенка к дисциплине уже сейчас.

3. Объясните ребенку необходимость занятий (что он взрослый,станет красиво говорить, станет еще лучше, будет учиться в школе на "отлично"). Главное - сформировать у него понимание того, что занятия нужно не только Вам, родителям, а нужны ему, что он старается для себя.

4. Отведите в зоне занятий специальное место для "поощрений", это может быть красивая коробочка с наклейками, мелкими игрушками, раскрасками и т.п. , которые ребенок будет получать по окончанию занятия. Или например, отдавайте по кусочку пазла, пока ребенок не соберет картинку. Это может быть что угодно, с учетом того, что нравится Вашему ребенку больше всего.

Назад к списку вопросов


4. Почему нельзя ставить ребенку несколько звуков одновременно, так же быстрее?

Процесс образования звуков - это сложный процесс. Ребенку необходимо овладеть правильным укладом, контролировать воздушную струю и многое другое. Звуки нашей речи имеют различные способы образования - смычные, щелевые, дрожащие и др. Одни группы звуков схожи по своему способу, а другие -нет. Для одних положена одна воздушная струя, а для други - иная. При смешанной постановке звуков у ребенка возникнет путаница, работа будет неэффективной. Тем более, каждый ребенок - это индивидуальный и порою уникальный случай. Работа всегда будет зависеть от его особенностей, и, если будет возможность, то логопед будет проводить параллельную работу с несколькими звуками, например, из разных групп (звука [с ] и звука [л]). Главное - не торопиться! Исправление звукопроизношения - это ювелирная работа не только дял специалиста, но и для ребенка - тонкая, хрупкая и без должной работы очень неустойчивая.

Назад к списку вопросов


5. Постановка звука - это длительный процесс?

Этот вопрос интересует каждого родителя, который обращается за помощью к логопеду! Для каждого ребенка постановка звука - это индивидуальный вопрос. Да, звуки делятся на определенные группы по сложности овладения ими, но случаи на практике показывают, что порою самые сложные у кого-то "появляются" быстро, а у кого-то самые простые - долго. Необходима индивидуальная консультация.

Назад к списку вопросов


6. Почему у кого-то звук появляется быстрее? Мой ребенок, что хуже?

Ваш ребенок ни в коем случае не хуже других! Обучение – это процесс, который носит индивидуальную направленность. Абсолютно одинаковых детей не существует. То же самое и с постановкой звука. Скорость и эффективность постановки зависит от анатомо-физиологических особенностей артикуляционного аппарата (от строения его органов и их подвижности); от особенностей ВПФ (внимательности, памяти и т.п.), от особенностей НС (гиперактивность, пассивность) и от особенностей эмоциональной-волевой и двигательной сфер (робкость, зажатость, открытость, контактность, утомляемость, самоконтроль и др.). Из данных факторов и складывается скорость овладения определенным звуком.

Назад к списку вопросов


7. Что такое автоматизация звука?

Автоматизация звука - это закрепление правильной артикуляции звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах и связной речи.

Назад к списку вопросов


8. Каков смысл автоматизации звука?

Свершилось! Ребенок возвращается с занятия и гордо демонстрирует родителям, как он теперь умеет произносить звук. Казалось бы, вот – дело сделано. Но нет: логопед все равно задает бесконечное множество заданий: повторяй-читай-учи в слогах, словах, предложениях, текстах и т.п. Многие родители недоумевают, зачем все это нужно и не уделяют данному процессу должного внимания. А зря. Закрепление – важнейший этап обучения. Какой смысл, например, в велосипеде без колес? Мозгу ребенка нужно время, чтобы «выучить» цепочку сигналов, идущих к органам артикуляции. А как помочь ему ее «выучить» - постоянно напоминать. Только тогда цепочка закрепится, и ребенок сможет «автоматически» правильно произносить звук. Легко, просто, не задумываясь!

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


9. Что такое дифференциация звуков?

Дифференциация - это различение, т.е. умение ребенка отличать одни звуки речи от других на слух. Зачем нужна дифференциация звуков? Многие родители обращают внимание, что как только у ребенка появился в речи поставленный звук, например, звук [ш], то часто происходит путаница по типу "шуска", "шмесной", "шелештят" и т.п. Как же так? Ребенок же верно произносит звук [с]. Но дело в том, что по своей артикуляции звуки [с] и [ш] различны и требуют от ребенка сосредоточения, ему сложно быстро переключаться с одной позиции на другую, при этом еще и внимательно слушать. Поэтому происходит путаница - не успевает смениться позиция, ребенок не успевает "считать" звуки на слух. Путаницы могут возникать при произнесении как пар слогов или слов (са-ша, миска-мишка), а также и цепочек; а особенно в словах, где два трудно различимых звука встречаются в одном слове вместе (смышленый, душистый); тоже самое происходит в словосочетаниях и в предложениях, в текстах, свободной речи. Именно поэтому необходимо упражнять ребенка в различении звуков, выполняя задания учителя-логопеда ежедневно.

Назад к списку вопросов


10. Что такое речевое дыхание и чем оно отличается от обычного (физиологического)?

Речевое дыхание - это дыхание в процессе речи. В отличие от физиологического дыхания, котрое мы не контролируем, его можно корригировать, если возникает в том необходимость. У детей с нарушениями речи речевое дыхание имеет свои особенности: короткий недифференцированный выдох, добор воздуха в процессе говорения, осуществления вдоха через рот, слабая воздушная струя, носовой выдох, сопутствующие движения и много другое. Все это осложняет ребенку речевой процесс. Необходимо формировать сильную целенаправленую воздушную струю, правильный вдох - энергичный, бесшумный; учить контролировать речевое дыхание. Все это поможет ребенку в овладении правильным звукопроизношением.

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


11. Почему необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка?

Зачастую многим родителям непонятно - зачем уделять столько внимания и времени пальцам ребенка? Может лучше потратить его на что-нибудь еще? Казылось бы, что такого - поразмять пальчики, порисовать на крупах, обвести рисунок, собрать бусы - ничего сверхъестественного. Но дело в том, что развитие мелких движений пальцев руки очень тесно связано с развитием речи ребенка - это определяется близостью зон - центров речи и движения в головном мозге: стимулируя зону движения, мы тем самым активно развиваем и зону речи. Еще с младенческого возраста рекомендуется проводить малышу пальчиковую гимнастику и массажик, сопровождая движения речью: потешками, сказочками, короткими стихотворениями и др. При работе с детьми с нарушениями речи необходимость в развитии мелкой моторики возрастает в разы. Это связано не только с эффективностью коррекции звукопроизношения, но и с тем, что у детей с дефектами речи мелкая моторика сама по себе развита очень плохо - а они, на минуточку, будущие школьники! Именно поэтому уделять внимание развитию пальцев рук просто необходимо, ежедневно!

Ознакомиться подробнее с консультацией

Назад к списку вопросов


12. Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - умение распознавать и различать звуки речи. Если фонематический слух не сформирован или сформирован недостаточно, то у ребенка возникает ряд проблем: он путает звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по другим акустическим признакам, при дальнейшем обучении грамоте - путает звуки и буквы, не овладевает полностью звуковым аналзом и синтезом, с трудом учится читать и т.п. Фонематический слух необходимо развивать, работа ведется наряду с коррекцией звукопроизношения. В настоящее время существует большое количество игр для развития фонематического слуха и начинать работу над его формированием следует еще с младенческого возраста.

Назад к списку вопросов


13. Ребенок не желает заниматься дома (с мамой, бабушкой, сестрой и т.п.), а со специалистом занимается хорошо. Что делать?

Во-первых, необходимо разобраться в причинах отказа ребенка от занятий дома. Возможно, Вы выбираете не очень удачное время для выполнения упражнений: ребенок устал, пришел с кружка, не выспался, заболевает, не в настроении, позднее время и т.п. Естественно, он будет отказывается от нагрузки, поскольку логопедические упражнения очень энергозатратны. Если же данные причины отсутствуют, то скорее всего дело в самом преподнесении занятий - "сядь и повторяй", "делай", "раскрашивай-рисуй-обводи-смотри" и т.п. Логопедическое занятие не должно длиться вечность для ребенка, не должно быть серым и мучительным. При таком раскладе даже самый усидчивый и внимательный ребенок вскоре заскучает. Ваш ребенок - дошкольник, не забывайте об этом. Не важно, сколько ему - 3 года или уже 7 лет  - дети любят играть, это их ведущий тип деятельности. Сидеть за партами и слушать учителя они будут в школе. Так почему же им дома, в родных стенах нужно сидеть? А как же любимые игрушки? Даже самые "непедагогичные" игрушки типа роботов, лошадок, фишек и т.п. могут оказаться отличным подспорьем на занятиях. Играйте! Предложите обучить любимую игрушку правильному звуку, собирайте детали лего и потворяйти звуки-слоги-слова, играйте с песком, крупами, бусами - чем угодно. Используйте мячи, воздушные шары, прыгалки, машинки - двигайтесь по комнате, по квартире в поисках предметов на закрепляемый звук, развесьте картинки; клейте, рисуйте, лепите. Даже артикуляционную гимнастику можно выполнять с переносным зеркальцем и контролировать положение органов артикуляции при произнесении звуков. Делайте все, на что способна Вааша фантазия, не ленитесь! Вскоре Вы сами будете удивлены, как просто и интересно проходят Ваши занятия, речь ребенка приходит в норму.

А во-вторых, обязательно мотивируйте ребенка и хвалите его! Ваши дети зачастую стараются именно для Вас, не для себя и педагогов.

Назад к списку вопросов


14. Обязательно заниматься с ребенком в летний период или подождать начала учебных занятий?

Занятия ни в коем случаем прерывать не стоит. Конечно,у детей в летний период снижена учебная мотивация, они расслаблены, немножко ленивы, но тем не менее заниматься необходимо. Данный вопрос все также относится к процессу автоматизации (закрепления звука в речи), а также развития речевого аппарата. Если упражнения даются ребенку очень тяжело, можете снизить их дозировку, изменить временной период между занятиями, больше преподносить их в игровой форме, придумать новые способы поощрения, но не прекращайте упражняться! Для правильной речи дорога каждая минутка.

Назад к списку вопросов


15. Можно ли мотивировать ребенка компьютером, телефоном, телевизором и другими современными гаджетами?

Можно все, но с умом. Если не остается больше никаких мотиваторов, кроме как телефоны и компьютеры, то в настоящее время можно найти компромисс. В современном мире практически нереально ограничить ребенка от различных технологий, все находится на виду, у каждого члена семьи по несколько телефонов, компьютеры, ноутбуки и т.п. Зато вполне можно приспособиться к сложившимся условиям жизни. Самое главное - это Ваше умение договориться с ребенком, даже где-то обхитрить его. Мотивация не должна звучать так: "Сейчас ты занимаешься по тетради, повторяешь слова, а я тебе дам поиграть в телефон, компьютер и т.п." Гораздно эффективнее будет предложить ребенку альтернативу (сейчас их много на просторах интернета) - например, "Я недавно нашел в интернете интересные игры, они даже помогут тебе правильно произносить звуки, представляешь? Давай договоримся, что в конце занятия тебя будут ждать сюрпризы в виде игр?" "Сейчас ты пока не умеешь правильно произносить звук ...Давай-ка запишем твой голос, а когда ты научишься его произносить - послушаем. Интересно, что будет?" "Я знаю, что ты любишь собирать пазлы и нашел такую игру на компьютере, представляешь? А еще там твой любимый герой - Фиксик! Давай после занятия поиграем вместе. И если ты всегда будешь так стараться, то игры в конце занятия станут нашей с тобой маленькой традицией?" Вариантов много, необходимо найти индивидуальный подход именно к своему ребенку, знать "рычажки".

Рекомендуемые порталы интерактивных игр: портал развивающих игр Мерсибо, портал "Играемся", детский портал "Солнышко", Логозавр.

Назад к списку вопросов


16. Через сколько занятий появится звук?

На этот вопрос никогда нет точного ответа, потому что каждый ребенок индивидуален. Логопед может назвать только примерную цифру. Почему? Продолжительность занятий зависит от многих факторов, таких как состояние органов артикуляционного аппарата, активности ребенка, его усидчивости, характера, воспитательных умений самого родителя. Звук может появиться и на 2-3 занятии (иногда даже на первом!), НО! Это не значит, что нужно бросать занятия и полагаться на авось. Звук только зародился, далее ему следует окрепнуть, т.е. его следует автоматизировать и ввести в самостоятельную речь ребенка, а это дополнительное время. Помните об этом, дорогие родители! Логопедические занятия требуют терпения и неторопливого отношения.

Назад к списку вопросов


 

 

 

 

 

 

 

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015