Персональный сайт учителя-логопеда Селиверстовой Юлии Андреевны

Дышалочки

Отличие физиологического дыхания от речевого

Физиологическое дыхание – это непроизвольный процесс, дыхание в повседневной жизни. Мы с Вами не задумываемся, как дышим. Фаза физиологического дыхания - вдох-выдох-пауза.

Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи. Его можно контролировать и корригировать при необходимости. Последовательность дыхания такова – короткий вдох - пауза - длинный звуковой выдох. При речевом дыхании вдох должен быть быстрым, энергичным и обязательно бесшумным. Объем вдыхаемого воздуха мгновенно раздвигает нижние ребра, диафрагма, сокращаясь, опускается и передняя стенка живота слегка выдвигается вперед. Живот превращается в «шарик» ( «шарик» надувается) Далее следует небольшая пауза: она приводит дыхательный и голосовой аппарат в активное состояние. И выдох ртом – плавный, сильный, целенаправленный.

У детей с нарушениями речи речевое дыхание имеет свои особенности: короткий недифференцированный выдох, добор воздуха в процессе говорения, осуществления вдоха через рот, слабая воздушная струя, носовой выдох, сопутствующие движения и много другое. Все это осложняет ребенку речевой процесс.

В настоящее время существует не мало различных игры для развития как физиологического, так и речевого дыхания.

Выставка пособий для развития физиологического и речевого дыхания

Игры для развития физиологического и речевого дыхания очень интересны детям дошкольного возраста и вызывают у них положительный отклик. Они также полезны тем, что родители вместе с ребенком могут принимать в них участие и даже изготовить необходимый материал самостоятельно.

Примеры игры:

Игры для выработки целенаправленной и сильной воздушной струи.

• «Фокус» - положить кусочек ватки на кончик носа, сделать язычок широким и положить на нижнюю губу, поднять язычок и подуть на него, стараясь сдуть ватку с носа (вверх).

• «Снежинки» - положить широкий язычок на нижнюю губу и подуть на него, стараясь сдуть с ладони (расположенной чуть ниже подбородка ребенка) кусочек ватки или бумажной снежинки.

• «Забей гол в ворота» - соорудить из кубиков (или др.) футбольные ворота, положить широкий язычок на нижнюю губу и подуть на него, стараясь «забить» комок ваты в ворота.

• «Буря в стакане» - налить в стакан воды, взять в рот коктейльную трубочку (чтобы она располагалась посередине языка) и подуть в нее, чтобы вода забурлила.

• «Вертушка» - вдохнуть носом и подуть на бумажный флюгер, чтобы он завертелся. • «Мыльные пузыри» - вдохнуть носом и выдувать мыльные пузыри; сначала много маленьких, а потом стараться выдуть один большой пузырь.

Игры для выработки плавного и продолжительно выдоха

• «Погреем руки» - вдохнуть носом и подуть на ладошки «Ххх!»

• «Ароматный цветочек» - вдохнуть носом, как будто вдыхаем аромат цветочка, плавно выдохнуть ртом.

• «Самолет» - вдохнуть носом, расставить руки, как крылья самолета и выдохнуть «Ууу!»

• «Лошадка» - вдохнуть носом и подуть сквозь расслабленные губы, как лошадки фыркают.

Игры для выработки короткого выдоха

• «Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч. Вдохнуть носом и сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами, произнести «Т!» (повторять 5-7 раз)

• «Часики» - встать прямо, руки вниз. Размахивать прямыми руками вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносить «Тик-так!» (5-7 раз).

Самое главное, следить за ребенком и обращать его внимание на то, чтобы он не надувал щек, не поднимал плечи, не втягивал голову в плечи, не запрокидывал голову, не напрягался, не морщился, т.е не совершал дополнительных движений.

Играйте с ребенком!

Пофантазируйте вместе, смастерите игру самостоятельно: вам понадобится моток ниток, картон и карандаши. Вырежьте ребенку предмет (пчела, цветок, грибок, снежинка и т.п.), пусть он его раскрасит, приклейте нитку к предмету – игра готова! Пусть ребенок подует на предмет, чтоб он стал «живым». Или, например, распечатайте на цветном принтере картинку, приклейте на картон, с помощью ниток привяжите подходящие мелкие бумажные предметы и играйте. Помните, что Ваше участие повышает интерес ребенка к развивающим играм, помогает ему учиться с удовольствием и дарит массу положительных эмоций.

А также ознакомиться с играми вы можете в разделе "Фотовыставки"

И сами изготовить простейшее пособие:

Мастер-класс "Дидактическое пособие для развития речевого дыхания "Горячий чай"

 

Наверх

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015