Персональный сайт учителя-логопеда Селиверстовой Юлии Андреевны

Через движение к речи!

Развитие мелкой моторики

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковая гимнастика – упражнения-тренировки для развития ловкости и точности мелких движений рук ребенка.

Цель - развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Выставка пособий для развития мелкой моторики

Существует множество разновидностей пальчиковой гимнастики:

-пальчиковые игры;

-пальчиковый театр;

-игры с различными предметами;

-творческая деятельность.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают пластику рук, мелкие движения становятся более четкими, координированными, что помогает ребенку в дальнейшем при письме и рисовании. Игры сопровождаются интересными стишками или песенками – речь ребенка координируется с движениями, что способствует формированию не только звукопроизношения, но и выразительности речи ребенка, его воображения. А также вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр – игры с куклами-напальчниками. Это целый театр, в котором инсценируются различные истории в виде стишков или сказок. Ребенку часто приходится задействовать сразу две руки, что дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, подготовить руку к письму. Помимо развития мелкой моторики у него развивается связная речь, интонация, творческие и артистические способности, пополняется словарный запас. Играть с куклами – весело, комфортно и интересно.

Игры с различными предметами

-игры с бусинами, крупой, семенами, прищепками, застежками, пуговицами и т.п (выкладывание контура, фигур, сортировки и др.);

-выкладывание фигур из счетных палочек; -игры-шнуровки;

-сухие бассейны;

-игры с песком;

-игры с резинками, карандашами, мячиками; -трафареты;

-мозаика;

-пазлы;

-танграм - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.)

Творческая деятельность

-лепка;

-рисование;

-конструирование;

-аппликация.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики

-покажите ребенку заинтересованность тем, что Вы делаете, активно участвуйте в игре, завлекайте ребенка;

-проводите игры в любом месте: на прогулке, в транспорте, по дороге в детский сад и т.п.;

-постарайтесь выучить несколько стишков и игр, играйте с ребенком, и вскоре он сам их выучит и будет показывать Вам;

-придумывайте игры вместе с ребенком – пусть он предложит героев для театра или придумает новую комбинацию из пальчиков, новое движение.

-выбирайте для творческой деятельности спокойную обстановку, тщательно подготовке место дома, чтобы все было под рукой; -проводите игры не менее 2-3 раз в день.

Как применять пальчиковые игры дома?

Игры с пальчиками являются не только отличным стимулирующим фактором для развития речи, но и «отвлекающим» на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения. Например, предложите ребенку правильно повторять за Вами слоги и соединять пальчики в колечки, нанизывать бусинки, доставать игрушки из сухого бассейна и т.п. Разнообразьте таким образом работу и над слогами, с/с, предложениями.

Закрепляя звуки в текстах, придумывайте свои пальчиковые игры: на каждое предложение – по движению. Пробуйте рисовать пальчиками на песке, крупе, бумаге, при этом повторяя звуки, слоги и слова. Разучивайте четверостишия с пальчиковыми игрушками – разыгрывайте мини-спектакли на пальчиках.

Используя различные игры для развития мелкой моторики, Вы также можете закреплять верные грамматические категории, стимулировать развитие связной речи. Например, катайте с ребенком шарики из пластилина и закрепляйте не только счет, но и верное согласование числит.с сущ. – один стул, два стула…пять стульев.

Выполняя аппликация, закрепляйте согласование прил. с сущ. – это красная машина, зеленый стол, белое облако.

Играйте, фантазируйте и у Вас все получится!

А также ознакомиться с играми вы можете в разделе "Фотовыставки"

 

 

Наверх

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015