Персональный сайт учителя-логопеда Селиверстовой Юлии Андреевны

"Веселый язычок"

Артикуляционная гимнастика

От А до Я

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для укрепления мышц и улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата. Как нам уже известно, все это необходимо для постановки звука, для правильного звукопроизношения. Упражнениями бывают статическими, направленными на удержание определенной артикуляторной позы, и динамическими, направленными на подвижность органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика содержит большое количество упражнений. Все они распределены по группам: каждой группе звуков - свои упражнения. Так как при произнесении звука каждый из органов артикуляции занимает свою позицию, задействует свою группу мышц, то тренировать и укреплять следует именно данный «образ». Артикуляционные упражнения подбираются для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его возможностей. Артикуляционные упражнения на занятиях предлагаются в игровой форме. Детям очень нравятся «Сказки о Веселом Язычке»; на каждую группу звуков имеет своя «сказка».

Методика проведения артикуляционной гимнастики

-Артикуляционную гимнастику следует выполнять, когда ребенок выспался, сыт, здоров, в хорошем настроении.

-На начальном этапе упражнения следует выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

-Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, рекомендуется предлагать ребенку 2-3 упражнения + 1 новое упражнение; если какое-то упражнение получается плохо, то новое не дается, а закрепляется данное.

-Взрослому следует следить за положением тела ребенка во время гимнастики и исключать сопутствующие движения – гримасы, поднимание плеч, наклоны головы, излишнее напряжение мышц лица, шее, плечевого пояса и т.п. Аккуратно исправляйте ребенка, напоминайте ему об осанке, правильном дыхании, расслаблении.

-Обязательно поощряйте ребенка: похвала стимулирует ребенка на успех.

-Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме (на примере сказок).

Артикуляционные сказки

Сказка о Веселом Язычке:
Как Язычок с ветром боролся!

(подготовка а/а к постановке свистящих звуков ([с], [з], их мягких форм и [ц])

Где живет наш Язычок, помнишь? (во рту)
Какие есть дверки  и заборчик у его дома? (губы, зубы) Хочешь знать, какие еще истории приключились с нашим Язычком? Тогда слушай и повторяй.
Сидел как-то наш Язычок дома, дверки открыты, только заборчик виден. (Сомкнуть губы и широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.) Повтори. Тут налетел сильный ветер на домки и уронил большую ветку на крышу домика (Положить на верхнюю губу карандаш и удерживать его). Повтори. Потом сдул эту ветку (убрать карандаш), а домик давай туда-сюда толкать: дверки да заборчик шевелить. Вот так сначала. (Широко улыбнуться. Вытянуть губы вперед, как колесо, произнести  - О. Снова улыбнуться и произнести – И. Улыбка – И, колесо – О. Затем повторить тоже самое, но без голоса.) Повтори. Потом вот так. (Широко улыбнуться. Вытянуть губы вперед трубочкой, как хоботок у слона, произнести – У. Затем улыбнуться и произнести – И. Улыбка - И, хоботок – У. Затем повторить тоже самое, но без голоса.) Повтори. Расшатал домик Язычка ветер и улетел. Язычок обрадовался – вышел на улицу и лег загорать, как «блинчик на сковородке». (Широкий язык, как блинчик, положить на нижнюю губу.) Повтори. А тут, откуда ни возьмись, опять ветер налетел и давай теперь вместе с домиком язычок болтать туда-сюда. А Язычок хочет на помощь позвать, да получается у него что-то странное, непонятное сказать. Вот так. (Язык положить на нижнюю губу и похлопывать его губами, произнося пя-пя-пя…мя-мя-мя). Повтори. А потом захлопнул ветер заборчик, а Язычок и открыть их не может. Еле выбрался. (Сделать «блинчик» и убрать язык в рот, уперев кончик языка в нижние зубы. толкать зубки)  А ветер снова стих. Язычок рассердился, выгнул спинку, как кошечка (Широко открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубам и прижать.). И ушел в домик спать. Вот так. (положить спокойно язычок на дно ротовой полости). Устал наш Язычок бороться с ветром, да? Давай сделаем ему массаж. (Аккуратно покусывать язык с продвижением от кончика к спинке и обратно.) Вот так. Повтори. Пусть спит наш язычок. Закрываем ротик.

Комплекс упражнений из сказки

  • Заборчик
    Сомкнуть губы и широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.

  • Усы
    Удерживать карандаш на верхней губе.

  • Улыбка-колесо
    Широко улыбнуться. Вытянуть губы вперед, как колесо, произнести  - О. Снова улыбнуться и произнести – И. Улыбка – И, колесо – О. Затем повторить тоже самое, но без голоса.

  • Улыбка-хоботок
    Широко улыбнуться. Вытянуть губы вперед трубочкой, как хоботок у слона, произнести – У. Затем улыбнуться и произнести – И. Улыбка - И, хоботок – У. Затем повторить тоже самое, но без голоса.

  • Блинчик
    Широкий язык, как блинчик, положить на нижнюю губу.

  • Наказать непослушный язычок
    Язык положить на нижнюю губу и похлопывать его губами, произнося пя-пя-пя…
    Язычок спрятался

  • Сделать «блинчик» и убрать язык в рот, уперев кончик языка в нижние зубы.

  • Кошка сердится
    Широко открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубам и прижать.

  • Покусаем язычок
    Аккуратно покусывать язык с продвижением от кончика к спинке и обратно.

Сказка о Веселом Язычке.
Как Язычок варенье ел!

(подготовка а/а к постановке шипящих звуков ([ш], [щ], [ч], [ж])

В хорошем настроении проснулся Язычок! Решил зарядку сделать, да не один а с домиком со своим! Распахнул сначала дверку (улыбнуться, показать зубки). Потом и заборчик открыл.  (Широко открыть рот, как при произнесении звука А. Кончик языка находится у нижних зубов.) Потом вытянул дверку трубочкой вперед. (Вытянуть губы вперед трубочкой.) А потом колесом сделал. (Округлить рот, как при произнесении звука О.) А сам снова вышел на солнышке позагорать, как блинчик. (Широкий язык, как блинчик, положить на нижнюю губу.) Пригрелся, проголодался. Пошел в домик. И решил чаю с вареньем отведать. Взял чашку. (Сделать «блинчик», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка».) Попил чаю, варенья съел. Очень оно вкусное было! Вот такое, давай покажем. (Сделать «чашечку», широким языком обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая варенье.) Отнес назад в домик чашку. (Сделать «чашечку» и убрать ее в рот, как в шкафчик, не разбив.) И так ему весело стало! Стал прыгать до потолка.( Широко открыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, затем – за нижние. Выполнять под счет – вверх-вниз, вверх-вниз.) Потом цокать от радости как лошадка. (Поцокать, как лошадка.) И фыркать. («Фыркать», как лошадка, чтобы губы вибрировали.) Достал гармошку и стал играть. (Сделать грибок. Медленно открывать и закрывать рот, будто играть на гармошке.)

Комплекс упражнений из сказки

  • Арбуз
    Широко открыть рот, как при произнесении звука А. Кончик языка находится у нижних зубов.

  • Хоботок
    Вытянуть губы вперед трубочкой.

  • Улыбка
    Улыбнуться и показать верхние и нижние зубы.

  • Колесо
    Округлить рот, как при произнесении звука О.

  • Блинчик
    Широкий язык, как блинчик, положить на нижнюю губу.

  • Качели
    Широко открыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, затем – за нижние. Выполнять под счет – вверх-вниз, вверх-вниз.

  • Чашечка
    Сделать «блинчик», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка».

  • Вкусное варенье
    Сделать «чашечку», широким языком обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая варенье.

  • Убрать чашечку
    Сделать «чашечку» и убрать ее в рот, как в шкафчик, не разбив.

  • Фокус
    На кончик носа положить кусочек ватки, широкий язык поднять вверх  и подуть. Ватка должна взлететь вверх.

  • Лошадка
    Поцокать, как лошадка.

  • Грибок
    Присосать язык к небу и медленно открыть рот шире, чтобы язык стал похож на гриб.

  • Гармошка
    Сделать грибок. Медленно открывать и закрывать рот, будто играть на гармошке.

  • Фырканье
    «Фыркать», как лошадка, чтобы губы вибрировали.

Сказка о Веселом Язычке.
Как Язычок делал ремонт.

(подготовка а/а к постановке сонорных звуков ([р], [л] и их мягких форм)

Встал Язычок с утра пораньше. Открыл дверку, открыл заборчик. Выглянул на улицу – а там ветерок: дует на домик Язычка, шатает его. Вот так. (Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд) Повтори. Задумался Язычок: совсем его домик стал ветхий. Надо бы ремонт сделать. Поможем ему? Сначала язычок крышу решил почистить. Потянулся вверх (поднять язык и упереть за верхними зубками) Вот так. Стал чистить вот так.(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл») Стряхнул весь мусор, всю пыль. Дрелью посверлил, да гвоздики забил. (Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). Повтори. Затем стал заборчик красить. Вот так. (Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.) Повтори. А потом и до потолка добрался, стал его красить, как маляр. Вот так. (Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.) Повтори. И стал домик Язычка чистенький, красивый-прекрасивый! Обрадовался Язычок, весело запрыгал до потолка. Вот так. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5) Повтори. А потом думает – пока краска сохнет, схожу-ка я за грибами. Вышел на улицу, поглядел по сторонам (как часики, язычок движется от уголка рта к другому уголку рта) и встретил лошадку. (Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)). Оседлал ее и поехал в лес. Слышит в лесу дятел стучит клювом о дерево. (Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д») Набрал много-много грибов Язычок. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку) И поскакал счастливый на лошадке домой, едет и на гармошке играет (Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении).

 Комплекс упражнений из сказки

  • «Грибок»
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
  • «Улыбка – Трубочка»
     Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
  • «Гармошка»
    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
  • «Качели»
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
  • «Чистим зубки 2»
    Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
  • «Индюк»
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
  • «Лошадка»
     Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
    «Маляр»
  • Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  • «Дятел»
    Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
  • «Комар»
    Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). 
  • «Комар»
    Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). 
  • "Горка" (поднять язык и упереть за верхними зубками)
  • "Часики" (язычок движется от уголка рта к другому уголку рта)

Артикуляционная гимнастика (фото упражнений)

Видео

С пособиями по теме можно ознакомиться в "Библиотеке"

Назад к списку

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015