Персональный сайт учителя-логопеда Селиверстовой Юлии Андреевны

Мнемотехника

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».

Цель - развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Будь то стихотворение, предложение, пословица или загадка - каждое слово или предложение "кодируется" картинкой, некоторой ассоциацией, с помощью которой затем легко воспроизвести нужное. Например, день - солнышко, ночь - луна, идет - ноги, красный - кружок красного цвета, нельзя или нет - красный крест и т.п. Таким образом, строчка из стихотворения "Зайку бросила хозяйка" имеет, например, следующий символьный вид:

И т.д. можно зашифровать все предложения; легко заучить стихотворение.

В начале работы, а также для детей младшего и седнего возраста рекомендуется использовать цветные таблицы, затем бесцветные - дети могут раскрасить ее самостоятельно. В дальнейшем мнемотаблицы ребенок может рисовать уже сам.

Для развития связной речи и фомирования навыков пересказа и рассказывания эффективно использовать опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. Например, предложенные Ткаченко Т.А. (скачать) Имея перед глазами четкую и последовательную схему, ребенок быстро учится самостоятельно составлять рассказы-описания и сравнения.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Памятка для родителей: «Работаем с мнемотаблицами»

1. Прочитайте ребенку стихотворение, используя мнемотаблицу.

2. Разберите каждую картинку-символ с ребенком отдельно.

3. Прочитайте стихотворение еще раз вместе: Вы читаете, следуя таблице, ребенок повторяет.

4. Попросите ребенка рассказать стихотворение, используя мнемотаблицу, самостоятельно. При затруднении – подсказывайте.

5. Продолжайте учить стихотворение по мнемотаблице в течение недели.

6. Когда ребенок освоит новый вид заучивания, предложите ему творческое задание – нарисовать таблицу самостоятельно:

• Выберите небольшое и несложное стихотворение. Подготовьте пустую таблицу.

• Прочитайте стихотворение ребенку.

• Работайте над каждой строчкой отдельно.

• Предложите ребенку придумать символ-картинку и нарисовать в окошке таблицы. При необходимости – подскажите.

• Заполните таблицу до конца.

• Учите стихотворение по заполненной таблице.

Вскоре Ваш ребенок привыкнет учить стихотворения и загадки таким образом и сможет зарисовывать таблицы самостоятельно! Удачи!

 

Наверх

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2015